Эксперты рассказали, почему из российских аптек исчезли дешевые лекарства

За три года препаратов стоимостью до ста рублей стало меньше уже почти в два раза

Товар вынужденного спроса, как многие эксперты называют лекарства, становится в России менее доступным. Только за последний год, по данным аналитиков рынка DSM Group, ассортимент препаратов, предлагающихся в российских аптеках, сократился на 11%. При этом сильнее всего пострадала ниша дешевых лекарств, к которым сегодня относят средства стоимостью до 100 рублей — их стало меньше сразу на четверть!

Эксперты рассказали, почему из российских аптек исчезли дешевые лекарства

По данным аналитического обзора DSM Group, за прошлый год лекарственный ассортимент российских аптек сократился с 21,6 тысяч позиций до 19,4 тысяч. При этом сильнее всего сокращение затронуло самый дешевый и, следовательно, самый востребованный сегмент рынка — препаратов, стоящих в пределах ста рублей за упаковку. Их количество уменьшилось с 5,7 тыс. до 4,6 тыс. наименований или 24%. Они очень популярны у населения: в 2023 году каждое третье лекарство в аптеках относилось к категории дешевых.

Тенденция сокращения количества дешевых препаратов довольно давняя — например, в 2020 году ассортимент лекарств стоимостью до 100 рублей, по данным того же обзора, составлял 8,8 тысяч наименований. Поэтому, если считать за три года, то их стало меньше уже почти в два раза.

Директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова рассказывает, что сокращение количества дешевых препаратов происходит постоянно. Например, если в 2022 году в наших аптеках предлагалось более 3 тысяч наименований лекарств по цене до 50 рублей, то в 2022 году таких осталось лишь 2,4 тысячи наименований. «Одна из причин такого сокращения — переход препаратов в другие группы. Например, производитель меняет упаковку или форму выпуска. Или увеличивается логистическое плечо и дорожает доставка — все это отражается на конечной стоимости товара. Еще одна причина — производство дешевого препарата становится нерентабельным. При этом по закону у нас менять цену на препарат, который входит в Перечень жизненно-важных и необходимых (ЖНВЛП), можно не чаще одного раза в год и не более официального уровня инфляции. В то же время происходящее в последние годы удорожание логистики, постоянные скачки курсов валют отразились на себестоимости продукции так, что цена производства выросла в несколько раз. Растут тарифы на ЖКХ, расходы на оплату труда, на субстанции, на логистику и т.д. Кроме этого, мировые экономические процессы также ведут к росту цены на лекарства. Российская фармпромышленность закупает субстанции и интермедиаты за рубежом, да и оборудование на заводах импортное. Все это влияет на себестоимость выпускаемой продукции. Все мы понимаем, что есть законы экономики — и производитель не может работать себе в убыток. Поэтому если не удается компенсировать выпавшую прибыль за счет увеличения цены на другую продукцию (например, на лекрства, которые в перечень ЖНВЛП не входят), их производство просто прекращают. Об этой проблеме производители говорят уже не первый год уже давно. Предлагалось решать ее на государственном уровне, но нужные меры так и не были приняты», — рассказывает Виктория Преснякова.

При этом эксперт отмечает, что за последние годы вкусы как врачебного, так и и пациентского сообщества сильно изменились: например, у людей стала более востребована большая упаковка (в которой больше таблеток) — такую выгоднее и производить, и продавать. Кроме того, люди выбирают более современные лекарства о старыми действующими веществами, путь они стоят и дороже. Самые популярные в аптеках препараты сегодня стоят в диапазоне 150-500 рублей. «Например, еще лет двадцать назад наиболее востребованными препаратами в России были анальгин, цитрамон, активированный уголь, ацетилсалициловая кислота, амлокардин, глицерин плюс борная кислота, веронакрап и другие. Сейчас о таких торговых наименованиях вспоминают очень редко; некоторые из них просто покинули рынок. Эту нишу заняли более эффективные и качественные лекарственные новинки. На рынок приходят и обновленные препараты (например, были таблетки, а теперь капсулы). Надо учитывать и то, что сегодня почти все препараты выпускаются во вторичной упаковке (то есть, не просто блистеры, а блистеры в коробочке), и на них наносится обязательный Дата Матрикс код, что увеличивает их себестоимость».

Впрочем, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов столь массового исхода лекарств из аптек не видит: «Возможно, причина в каких-то особенностях ведения подсчетов, которые демонстрируют такие колоссальные изменения в ассортименте. Если бы это было так, они были бы заметны физически. По нашим данным, в 2023 году в целом на рынке России было выпущено в обращение порядка 4735 торговых марок лекарственных средств (это ровно на 100 больше, чем в 2022-м). Если считать по товарным позициям (SKU — то есть, конкретная торговая марка конкретного производителя в конкретной дозировке), то в 2023 году их поступило в обращение 15043 штук (на 535 позиций больше чем в 2022 г.). Расширение ассортимента в 2023 году происходило исключительно за счёт активности отечественных компаний (и локализованных у нас в стране иностранных), ассортимент чистого импорта сократился за год на 55 SKU, это порядка 40 торговых марок. В общем, на рынке происходят совершенно точечные изменения. Что же касается сокращения дешевого ассортимента, то это старая тенденция — такие препараты никому из участников товаропроводящей цепочки не интересны. Хотя и в этом сегменте есть лекарственные средства с высокой рентабельностью. Например, назальные капли и спреи стоят в производстве копейки, а продаются за десятки рублей, и маржинальность получается бешеная».

И все же эксперты подчеркивают, что тенденция сокращения дешевого лекарственного ассортимента продолжится в ближайшем будущем.

Источник: www.mk.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика