Появилась надежда на возрождение породы уникальной вымершей собаки

В Канаде хотят регенерировать древнюю породу

Новое исследование пролило свет на исчезновение в Канаде древнего вида собак, обвинив колониальное правительство в политике, направленной на уничтожение культуры коренных народов Северной Америки. Но возможность того, что генетические остатки салишских собак сохранились у современных шерстистых пород возродила надежды на то, что исчезнувший вид все же может вернуться, однако все же маловероятно.

Появилась надежда на возрождение породы уникальной вымершей собаки

Коренные жители побережья Салиш вывели собаку с густой шерстью для прядения пряжи, которая вымерла. Им потребовались тысячи лет тщательной селекции, а колонистам, обосновавшимся в западной Канаде, потребовалось всего несколько десятилетий, чтобы довести салишскую шерстистую собаку до вымирания.

До недавнего времени считалось, что единственными оставшимися свидетельствами существования породы были горстка тканых одеял, шкура, хранящаяся в музее и устные предания салишей (группа индейских народов на северо-западе США и юго-западе Канады), передающиеся из поколения в поколение. Так было до тех пор, пока семья из Британской Колумбии не заметила, что их умершая собака Мэгги была невероятно похожа на представителей вымершей породы, встречающихся на картинах.

Народ прибрежных салишей, территория которого простиралась от нынешней южной части канадской провинции Британской Колумбии до северной части штата Орегон, вел безбедное существование, умело используя природные богатства. Меха добываемых на охоте животных использовались, в том числе, и в различных обрядах. Чтобы обеспечить чистоту породы, животных содержали на островках, за ними ухаживали женщины-салиши, которые приплывали на каноэ и привозили еду, в том числе тихоокеанского лосося, сельдь и других морских млекопитающих. Собак стригли ножами для разделки раковин мидий.

«Все они были подстрижены так коротко, как это делают с овцами в Англии; и шерсть у них была настолько плотной, что большие участки состриженного меха можно было приподнять за уголок, и они не распадались», — писал о здешних собаках капитан Джордж Ванкувер в 1792 году, добавляя, что мех можно было «скручивать в пряжу».

Полученные из собачьей шерсти нити смешивали с растительными волокнами и шерстью горных коз, получая в результате прочную пряжу, которую можно было легко окрашивать, а затем ткать. На производство одеял, которые использовались для церемоний и демонстрации богатства, были потрачены огромные усилия.

Однако к концу 19–го века одеяла и коврики из собачьей шерсти исчезли. В течение многих лет во всем винили рыночные силы: шерстяные одеяла массового производства, продаваемые компанией Гудзонова залива, были дешевле и проще в изготовлении, и историки пришли к выводу, что они вытеснили шерстяные одеяла салишей.

Но Элиоту Уайт-Хиллу, художнику, которого на побережье Салиш зовут Квуласултун, такое объяснение показалось неправильным. Он заявил, что его народ не мог просто так избавиться от животных: «В нашей культуре не может быть и речи, чтобы наши предки просто избавились от шерстистых собак, потому что было удобнее использовать что-то другое».

Исследователи из Американского музея естественной истории в Нью-Йорке и Университета Виктории теперь подтвердили его слова. Их выводы, опубликованные в журнале Science, предполагают, что салишская шерстистая собака была доведена до вымирания после прибытия колонистов в западную Канаду.

«Популяция шерстистых собак зависело от выживания тех, кто за ними ухаживал. В дополнение к болезням, расширению колониализма, усилению культурных потрясений, перемещению коренных народов и снижению способности управлять породой», — сообщается специалистами.

Сменявшие друг друга колониальные правительства уничтожали культуру салишей: детей отправляли в школы-интернаты, чтобы лишить их языка и знаний ключевых практик и ремесел, включая и ткачество. Так, в 1884 году правительство запретило потлач — церемонию обмена искусно изготовленными шерстяными одеялами и другими ценными предметами. Запрет был снят только в 1951 году.

А старейшины Салиша вспоминают, как Королевская канадская конная полиция и индийские агенты просто истребляли собак в 19 веке.

Несмотря на то, что антропологи полагают, что этот вид в значительной степени вымер к 1859 году, сообщения о собаках, имеющих поразительное сходство с салишскими шерстистыми, сохранялись вплоть до 1940-х годов.

Когда хозяйка Мэгги Сесилия Портер взяла из приюта собаку в начале 2000-х годов, все, что ей сказали, это то, что она происходила из общины коренных народов на севере острова Ванкувер. В то время она изучала антропологию в Университете Виктории и заметила, что ее питомец похожа на собак на обложке учебника. Получив степень магистра арктической археологии, она вернулась на остров для работ и неоднократно видела изображение собак в научных статьях и старых фотографиях.

«Я просто продолжаю думать, что моя собака родом из салишских места. И у нее все характеристики для этого», — заявила она. Сесилия Портер, ныне кандидат наук в области археологии, считает, что генетические элементы шерстистой собаки, вероятно, сохранялись на протяжении поколений, объясняя особую шерсть, окрас и строение головы Мэгги.

«Я человек аналитический. Хотя у меня нет по-настоящему сильных археологических данных, на которые я могла бы опереться, чтобы сказать, что она наверняка шерстистая собака, очень многие ее черты соответствуют типу собак, о существовании которых мы знаем», — утверждает Портер. Сообщается, что Мэгги умерла от рака в 2020 году, прежде чем хозяйка смогла протестировать ее ДНК. Но совпадение все равно было бы маловероятным: ДНК шерстистых собак нет в широко используемых базах данных.

Возможность того, что рудиментарные элементы шерстистой собаки сохранились у современных домашних животных, представляет собой шанс вернуть по крайней мере один элемент культуры народа прибрежных салишей.

Источник: www.mk.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика