В России могут ввести «отцовский» капитал

В России могут ввести «отцовский» капитал

Общественная палата РФ выступила с инициативой ввести в России «отцовский», или «многодетный», капитал в размере 1 млн рублей при рождении или усыновлении третьего и последующих детей. В 2021 г. глава комиссии ОП по демографии Сергей Рыбальченко уже предлагал особую выплату в размере материнского капитала – на тот момент около 640 тысяч рублей. И, согласно результатам опроса ВЦИОМ, 78% россиян такую меру одобрили бы и обдумали, как получить денежку. Но инициатива не слишком нравится многим депутатам Госдумы: дескать, когда дефицитный бюджет уже свёрстан, это просто «сотрясание воздуха». Тем не менее перспектива у «отцовского капитала» в условиях надвигающейся «демографической ямы» есть.

Поддержка отечественного родителя

В ОП пояснили, что из названия не следует, что это некий бонус для папаш, у которых не менее трёх детей. «Название «отцовский капитал» предлагается как раз для того, чтобы подчеркнуть разницу с уже имеющимися выплатами», – пояснил Сергей Рыбальченко. Материнский капитал уже несколько лет выплачивается за рождение даже первого ребёнка. Расширяется и перечень ситуаций, при которых деньги можно потратить сразу, а не после совершеннолетия ребёнка, как планировалось в 2006 году. Родителям уже разрешили с помощью сертификата готовить детей к школе и распоряжаться его остатками по своему усмотрению, например на погашение ипотечных кредитов. А сегодня уже хотят допустить просто покупку жилья или «иных видов образования».

Общественная палата также предлагает новые формы использования маткапитала на текучку: например, выделять из него по прожиточному минимуму каждый месяц, если душевой доход в семье ниже «двойного минимума» по региону. Хотят также разрешить тратить на наём жилья или приобретение семейного автомобиля отечественного производства. Логику преобразований диктует непростая экономическая ситуация в стране: дескать, сейчас не до отдалённого взросления отрока, важно, чтобы он жил в нормальных условиях прямо сейчас.

Добавляет мотивации и неблагоприятная демографическая ситуация. В 2022 г. в России поставлен антирекорд рождаемости в XXI веке – немногим более 1, 3 млн младенцев появилось на свет. И есть подозрение, что в этом году лучше не станет. «Если ситуация сохранится, то до 2030 года от естественной убыли страна потеряет более 6 млн человек, которые не смогут быть замещены миграционным притоком», – говорится в докладе Общественной палаты.

Между тем специалисты расходятся во взглядах на эффект от программ поощрения рождаемости. С одной стороны, его трудно отрицать: до введения программы маткапитала на одну женщину детородного возраста приходилось 1, 34 ребёнка, а уже в 2015-м – 1, 94 ребёнка. В последние годы рождаемость подскочила даже на фоне такой меры, как выплата 450 тыс. на ипотеку в случае рождения третьего ребёнка.

С другой стороны, после 2016 г. наблюдается снижение числа рождений на одну женщину, хотя размер выплат исправно рос. В 2021 г. насчитали всего 1, 4 млн новорождённых, причём резкое падение рождаемости произошло ещё до пандемии – в 2017-2019 годах. Зарубежный опыт показывает, что рожать ради государственных выплат способны только беднейшие слои. А обеспеченные люди, наоборот, отодвигают возраст первого рождения, хотя материально могут позволить себе детей. Среди европейских стран лучше всего с рождаемостью обстоит дело во Франции. Но даже там не могут «взять барьер» простого воспроизводства (два ребёнка на женщину), а средний возраст первого рождения отодвинулся к 29 годам. В России он составляет 26 лет и неуклонно растёт, несмотря на все увещевания государственных людей, что нужно «начинать» в 20 лет, чтобы успеть родить 3–4 детей.

Даже в Госдуме мнения расходятся. Одни депутаты полагают, что в нынешней ситуации все средства хороши. «Лучше перестараться, чем упустить», – говорит депутат Яна Лантратова. Страна обречена на отрицательный естественный прирост в течение многих лет, поскольку рожает нынче немногочисленное поколение 1990-х, а к закату движется жизнь представителей послевоенного беби-бума. Другие депутаты акцентируют внимание на отсутствии в казне средств на сомнительные проекты. «Каждая поправка должна быть подкреплена соответствующей строкой бюджета», – напоминает парламентарий Светлана Бессараб.

Как рассказывали «АН», в 2022 г. в Думе заговорили о необходимости пересмотреть программу материнского капитала. «Пересмотреть» – в российском варианте может означать «свернуть». Госдума даже приняла к рассмотрению проект, согласно которому материнский капитал можно будет не платить гражданам, чей доход превышает 5 млн рублей. А ряд экспертов хором заговорили, что детские субсидии и универсальные пособия могли бы обеспечить больший эффект для демографии, чем маткапитал.

По словам профессора Российской экономической школы (РЭШ) Евгения Яковлева, распространение программы на первого ребёнка с 2020 г. снизило мотивацию для семей рожать последующих детей. Если за первого ребёнка теперь дают 524, 5 тыс. рублей, то какой смысл потом производить второго за 168 тысяч? Тем более при рождении первого чада семья получает ежемесячное пособие до 3 лет из федерального бюджета, а на второго оно предоставляется за счёт средств маткапитала. Профессор Финансового университета Александр Ткаченко полагает, что властям стоит шире принимать налоговый вычет для семей с несовершеннолетними детьми. В итоге власти не рискнули отменить маткапитал, но шире открыли ворота для его использования, надеясь с его помощью раскачать потребительский рынок.

Папа может

Тем не менее термин «отцовский капитал» возник не на пустом месте. Пересмотр роли отца в семье – это долгоиграющий тренд. Подписывая указ о праздновании 15 октября Дня отца, президент Владимир Путин пояснил, что праздник вводится для «укрепления института семьи и повышения значимости отцовства в воспитании детей». По данным ВЦИОМ, 72% россиян уверены, что отец может не хуже матери заботиться о ребёнке. В российских мегаполисах вполне европейская собираемость алиментов, а 95% долгов висит на явных маргиналах, которые никогда не платили, не имеют официального дохода или сидят.

Согласно данным последней Всероссийской переписи населения, в стране насчитывалось около 35, 4 млн семей, из них 9, 2 млн – одинокие матери с детьми, а 2 млн – одинокие отцы. И хотя разница всего-то в 4, 5 раза, а Семейный кодекс Российской Федерации запрещает любые формы дискриминации в семейных отношениях, суды чаще всего оставляют детей при разводе с матерью. Как следствие, матери и инициируют развод намного чаще.

Адвокат и президент ассоциации «Отцы и дети» Георгий Тюрин отмечает, что дискриминация при разводе существовала всегда. Но если до революции 1917 г. в привилегированном отношении оказывались как раз отцы, то коммунисты решили, что воспитывать и растить детей должны женщины. Даже в позднем СССР суды особо не разбирались, с кем будет лучше ребёнку: его «автоматом» отдавали матери, а если она ведёт асоциальный образ жизни или сидит в тюрьме – в детдом. Основатель одной из первых групп поддержки одиноких отцов Николай Белоусов описывает, как выглядел советский сексизм: «Много поучительных историй, много нюансов, но если основной сюжет взять: она загуляла, ушла, он остался с детьми. Если он нормальный мужик, не запил сам, не бросил детей на шею родственников или в детдом, ему пришлось крутиться: работа, магазин, деньги, продукты, корыто, плита, стирка, глажка, штопка, уроки, прогулки. Всё это проблемы, с которыми мужчина обычно не сталкивается, но он справился. Проходит полгода, год, два, три – она нагулялась и возвращается: «Я их забираю». Представьте себе состояние этого отца. Начинается новая трагедия, когда от него отрывают детей».

К началу 2010-х в российском законодательстве так и не появился термин «одинокий отец». Инициатива кое-как пошла снизу: парламент Петербурга в 2015 г. внёс определение «одинокий отец» в городской Социальный кодекс. Но большинство регионов так и довольствовались диким определением «отец, пользующийся правами одинокой матери». В середине 2010-х Госдума изучала даже инициативу предоставить одному родителю, проживающему со своим ребёнком, исключительное право представлять его интересы без ведома другого. Гендерный уклон законопроекта очевиден: профильный парламентский комитет так и назывался – «по вопросам семьи, женщин и детей». Отцов-одиночек считали не по факту, а только тех, кто сумел добиться этого статуса де-юре. Поэтому выходило, что в шестимиллионном Петербурге всего девять мужчин воспитывают детей без жены.

Ситуация начала меняться только к концу 2010-х, когда многие общественники стали обращать внимание, что, мол, даже на чуждом нам на феминизированном Западе нет такой дичи, когда суды оставляют ребёнка с мамой в ходе единственного 10-минутного заседания. В 2016 г. отец-одиночка Александр Лукьяница вызвал раскол даже среди членов КС. Пенсионный фонд отказался выдать Лукьянице семейный капитал (который в разговорной речи именуют «материнским»), поскольку мать его детей была гражданкой Узбекистана. Хотя её не лишали родительских прав и не депортировали, а сам Лукьяница и его дети имеют российское гражданство. Тем не менее КС отказал истцу, сославшись на «приоритетное право матери», но судья КС Гадис Гаджиев выступил с особым мнением: «Материнство и отцовство в равной мере защищаются Конституцией, функция семьи имеет не только биологическую, но и социальную (уход и воспитание) составляющую, которые в равной мере могут выполняться мужчиной и женщиной в неполной семье». Весной 2022 г. законом однозначно установлено: маткапитал положен ребёнку, не может забрать мать – значит, пусть отец получит.

С недавних пор в России отцы, как и матери, имеют право на отпуск по уходу за ребёнком и могут претендовать на ежемесячное пособие – 8591 рубль. Теперь отец вне зависимости от семейного положения может взять две недели неоплачиваемого отпуска, если у него двое детей или ребёнок-инвалид. А с июля 2023-го у российских отцов появилось право требовать с бывшей супруги алименты – раньше на них могли претендовать только женщины.

Источник: argumenti.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика