В учебниках забыты достижения русского севера — основ национальной цивилизации

В учебниках забыты достижения русского севера - основ национальной цивилизации

Преподавание истории юношеству политизировано в любой стране в той или иной степени. Безусловно, британцы чаще вспоминают о победе над Наполеоном и промышленной революции, чем о первых концлагерях к концу Англо-бурской войны. А бельгийцы смакуют достижения средневековых мастеров Брюгге и Антверпена, а не зверства своих колониальных войск в Конго. В российской истории тоже полно моментов, которые власти не любят вспоминать или вовсе отрицают. Но зачем замалчивать то, чем можно по праву гордиться?

Забвению Ладоги как значимого для русской истории места способствовал Пётр I. Он ревновал к ней Петербург: переименовал в Старую Ладогу, основал неподалёку Новую Ладогу. А после того как в стоящий неподалёку монастырь сослали первую жену самодержца Евдокию Лопухину, придворные историки (а других до середины XIX века и не было) сообразили, что Ладогу лучше вообще не вспоминать. Похожая история с Ниеншанцем: кто же посмеет оспорить каноническую историю о прорубании «окна в Европу». Но почему канон не оспорили при СССР? Почему учебники не изменились в постсоветские годы? Почему этого не происходит сегодня, когда в тренде своеобразие «русской цивилизации»? Снова вытащены из-под сукна сказки про могучую северную Гиперборею, а подтверждённым археологическими находками научным фактам хода нет.

Древнейшая Ипатьевская летопись настаивает, что именно в Старую Ладогу пригласили княжить Рюрика в 862 году. Новгород как место пришествия «возникает» в более поздних документах эпохи. Но археологические находки в Ладоге XXI века свидетельствуют, что здесь задолго до Рюрика существовала развитая по средневековым меркам цивилизация.

Любому россиянину отрадно было бы узнать, какую мощную культуру создали на севере страны его предки без всяких великих начальников: торговый Архангельск, например, и до Петра давал до 60% доходов российской казны, а картина «все флаги в гости к нам» здесь наблюдалась за 3–4 столетия до великого реформатора.

Новгородские купцы и в XII веке сильно смеялись бы, если бы кто-то сказал им, что русская земля до Петра I не имела выхода к морю. Во времена так называемого «монголо-татарского ига» грамотность населения здесь была поголовной, детей учили в школах. Вместо лаптей здесь носили сафьян, поскольку грязи на улицах было немного: городские службы выстилали тротуары деревом. В писцовых книгах упомянуто около 30 промыслов, которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим работам.

Многие ли россияне смогут найти на карте Тотьму? А сказать, почему огромная страна должна гордиться 9-тысячным городком в вологодских лесах? Хотя каждый хоть что-то слышал про открытие тотьмичами Аляски и основание русских поселений в нынешней Калифорнии. Всё правильно: в XVIII веке Тотьма снарядила 19 экспедиций в Америку – больше, чем Москва и Вологда, вместе взятые.

Историк Эльвира Риммер открыла России купца Ивана Милютина, который 46 лет потом был главой Череповца, превратив город из провинциального захолустья в «русский Оксфорд». Вот, казалось бы, народный герой, матёрый человечище, на примере которого детям нужно прививать национальную гордость. Но он пока невостребован составителями учебников, на страницах которых не продохнуть от мундиров и эполетов.

Источник: argumenti.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика